Программная площадка Министерства финансов

Articles

Преимущества электронного правительства в развитии государства

В современных условиях, в эпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеет широкоевнедрение современных информационно-коммуникационныхтехнологий в отраслях экономики, кардинальное ускорениесоздания системы «Электронное правительство».

Ислам Каримов

Современное общество давно вступило в эпоху информационных технологий, когда взаимодействие и общение осуществляется легкими и удобными способами, активно используя различные коммуникации.

Мир информационно-коммуникационных технологий стал неотъ­емлемой частью повседневной жизни. Соответственно меняется форма ведения деятельности органов государственной власти и управления при оказании различных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий по реализации их функций и задач.

При этом, как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, что «Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспече­ния и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне».

В связи с актуальностью задач, важно отметить, что в республике осуществляется широкий комплекс целенаправленных организационно-правовых мер по формированию национальной системы информатизации, массовому внедрению и использованию во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, полному удовлетворению растущих информационных потребностей граждан, созданию благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширению доступа к мировым информационным ресурсам.

В частности, приняты и успешно реализуются ряд нормативно-правовых актов. В частности, Законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте» и другие подзаконные нормативно-пра­вовые акты.

Принятие Закона «Об электронном правительстве» стало логическим продолжением реформ в ускорении развития технической инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны.

Согласно данному закону электронное правительство — это система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного взаимодействия. Электронная государственная услуга — это государственная услуга, оказываемая с применением информационно-коммуникационных технологий.

Основными принципами электронного правительства определены: открытость и прозрачность деятельности государственных органов; равный доступ заявителей к электронным государственным услугам; оказание электронных государственных услуг по принципу «одно окно»; унификация документов государственных органов; использование единых идентификаторов электронного правительства; постоянное совершенствование порядка оказания электронных государственных услуг; обеспечение информационной безопасности.

Например, оказание электронных государственных услуг по принципу «одно окно» явилось важным решением ряда задач на пути эффективного использования электронного правительства. Эффективность оказания электронных государственных услуг по принципу «одно окно» заключается в том, что согласно данному принципу в случаях, когда государст­венному органу, оказывающему электронные государственные услуги, для оказания такой услуги требуется получение документов и сведений, имеющихся в других государственных органах, оказание электронной государственной услуги осуществляется по принципу «одно окно», при котором государственный орган, оказывающий электронные государственные услуги, получает указанные документы и сведения самостоятельно, без участия заявителя посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Принцип «одно окно» имеет цель снизить время вынужденного общения граждан и бизнеса и характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа.

Важной составляющей этого принципа является минимизация количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. Это достигается построением эффективного межведомственного взаимодействия, причем как на одном уровне власти (по горизонтали), так и межуровневого взаимодействия (по вертикали). Как правило, при предоставлении государственной услуги необходима информация из разных органов, включая разные уровни власти.

Успешное внедрение электронного правительства в Узбекистане будет способствовать обеспечению эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов, усилению их ответственности и исполнительской дисциплины, созданию дополнительных механизмов обеспечения обратной связи с населением и субъектами предпринимательства.

Примечателен тот факт, что благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет. Сегодня 100 процентов налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сеть Интернет.

Вместе с тем электронное правительство, в связи с комплексной автоматизацией процессов, должно повысить производительность и эффективность работы госслужащих. При правильном обмене данными и множественной интеграции значимых баз данных, реестров и сервисов служащие любого учреждения смогут в любое время получать необходимые данные, задачи будут решаться более прозрачно и без задержек. На сегодняшний день зарегистрировано 320 государственных информационных ресурсов (рост — 123%) и 466 информационных систем государственных органов (рост — 155%), которые используются как для автоматизации деятельности самих организаций, так и для оказания электронных услуг населению и субъектам предпринимательства.

Преимущества, которые получит обычный гражданин при электронном правительстве, очевидны:

  • получение информации и услуг 24 часа в сутки из любого города и страны;
  • отсутствие необходимости простаивания очередей и общения с госслужащими;
  • экономия времени и средств на посещения нескольких учреждений;
  • доступность широкополосного Интернета.

Даже несколько нововведений позволит значительно улучшить качество и скорость предоставляемых государством услуг, так что информатизация правительства на самом деле необходима, и программа «Электронное правительство» имеет право на существование.

Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч.

Примечательно, что благодаря интерактивным сервисам стимулируется частная инициатива в экономической, социальной, политической, культурной, научной сферах. Трансформация процессов взаимодействия государства и граждан, обусловленная внедрением данных модулей электронного правительства, является наиболее благоприятной для экономического развития государства, создания благосостояния его граждан.

Гульшана Худоярова, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции УзЛиДеП.
Бекзод Артыков, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции УзЛиДеП.

  Источник информации: infocom.uz

ОНЛАЙН ПОСЕТИТЕЛИ

Сейчас 62 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Основные проекты