Программная площадка Министерства финансов

Articles

Налоговая система: курсом реформ

В нашей стране уделяется большое внимание реформе налоговой системы как составной части экономических реформ. В течение двадцати пяти лет нашей независимости налоговая сфера также прошла свой путь формирования и развития.

Основная цель реформирования налоговой системы – дальнейшее развитие производства и достижение устойчивости экономики путем снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков.

В первые годы независимости реформы налоговой системы были направлены на снижение дефицита Государственного бюджета и укрепления его доходной части, а также на обложение доходов предприятий по высоким ставкам.

В последующие этапы налоговой реформы внимание было обращено на стимулирование роста производства и поддержку предприятий-экспортеров.

24 апреля 1997 года в качестве единой правовой основы был принят Налоговый кодекс Республики Узбекистан, что укрепило налоговое законодательство.

С 1998 года был начат процесс рационализации налоговой системы, в ходе которого для налогоплательщиков – юридических лиц были внедрены упрощенный налоговый учет и отчетность, сроки уплаты налогов. Ряд неэффективных налогов и сборов был отменен.

С 2005 года в Узбекистане начался период коренных изменений в сфере демократизации и обновления общества. На совместном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса и Сената Республики Узбекистан в 2005 году наряду с самыми важными приоритетными задачами осуществления экономических реформ Президентом Исламом Каримовым были определены приоритетные задачи по модернизации экономики, дальнейшей либерализации и совершенствованию налоговой политики, всесторонней поддержке развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В частности, принят Налоговый кодекс в новой редакции, вступивший в силу с 1 января 2008 года в качестве законодательного акта, имеющего силу непосредственного влияния. Налоговый кодекс был разработан на основе испытанных на практике международных принципов и подходов по вопросам налогообложения.

В общей части Налогового кодекса отражен порядок исполнения налогового обязательства, в частности, уплата налогов и других обязательных платежей, отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности, зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей, формы налогового контроля и его осуществление, обжалование действий и бездействия должностных лиц органов государственной налоговой службы, ответственность за налоговое правонарушение.

В особенной части Налогового кодекса отражены такие аспекты, как исчисление и уплата общеустановленных налогов, упрощенный порядок налогообложения, а также особенности налогообложения некоторых категорий налогоплательщиков. С целью обеспечения непосредственного воздействия Налогового кодекса его особенная часть дополнена разделами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты государственной пошлины и обязательных платежей в государственные целевые фонды, а также налогов при применении упрощенной системы налогообложения.

Также в Налоговом кодексе установлен порядок проведения камерального контроля, хронометража, их сроки и периодичность и нормы, необходимые для проведения этих форм контроля.

Указы и постановления Президента Республики Узбекистан направлены на либерализацию налоговой политики, развитие предпринимательства, стимулирование социальной сферы, снижение налоговой нагрузки и усовершенствование налогового администрирования. Следует отметить, что в результате проведения в нашей стране разумной налоговой политики:

— налоговая нагрузка по отношению к внутреннему валовому продукту снижена в 2 раза – с 41,2% в 1995 году до 20,0% в 2015 году;

— если в 2005 году ставка налога на прибыль юридических лиц составляла 15%, то в 2016 году установлена в размере 7,5%;

— если ставка единого налогового платежа с микрофирм и малых предприятий в 2005 году составляла 13%, то 2016 году установлена в размере 5%;

— если ставка налога на доходы физических лиц в 2005 году составляла по верхней шкале 32% и по нижней шкале – 13%, то в 2016 году она составляет 23% и 7,5% соответственно.

Постоянно совершенствуется деятельность органов государственной налоговой службы. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257 «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» расширены полномочия и повышена роль налоговых органов по реализации государственной налоговой политики и обеспечению действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, органы государственной налоговой службы в нашей стране, ранее выполнявшие только фискальные задачи, в настоящее время стали многофункциональным государственным органом, использующим современные ИКТ.

Запущенный в текущем году в рамках «Электронного правительства» портал Государственного налогового комитета Республики Узбекистан «Электронные налоговые услуги – my.soliq.uz» обеспечивает прозрачность деятельности налоговых органов, а также создает благоприятные условия для активного участия населения в совершенствовании налогового администрирования.

На сайте и портале Государственного налогового комитета размещена информация об изменениях и новостях в налоговом законодательстве, интерактивных услугах, оказываемых налогоплательщикам органами государственной налоговой службы. Здесь физическим лицам и субъектам предпринимательства предоставляются интерактивные услуги 18 видов и информационные услуги 13 видов.

В настоящее время в нашей республике субъекты предпринимательства представляют налоговую и финансовую отчетность полностью в электронном виде. Кроме того, налогоплательщики – юридические лица через «Персональный кабинет» имеют возможность оплатить налоги и другие обязательные платежи в режиме онлайн.

Для физических лиц создана возможность уплаты налога на имущество и земельного налога не выходя из дома посредством услуг «Mbank» и «Click». Также с помощью мобильного приложения «Soliq», разработанного для планшетов и смартфонов, налогоплательщики имеют возможность воспользоваться 15 видами электронных услуг Государственного налогового комитета.

Подробная информация об интерактивных и электронных услугах, оказываемых налогоплательщикам, о порядке их пользования и их преимуществах размещена на официальном сайте Государственного налогового комитета www.soliq.uz.

Следует отметить, что высокие темпы экономического роста обеспечиваются посредством осуществления эффективной налоговой и денежно-кредитной политики. За годы независимости в Узбекистане удалось создать налоговую систему, содействующую эффективному осуществлению экономических и социальных реформ в стране.

Источник информации: infocom.uz

ОНЛАЙН ПОСЕТИТЕЛИ

Сейчас 32 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Основные проекты