Программная площадка Министерства финансов

Articles

Основные направления деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере внедрения и развития механизмов реализации системы «Электронное правительство»

В авторитетной британской газете The Financial Times опубликована статья «Узбекистан: электронное правительство способствует углублению представительной демократии и государственной прозрачности», посвященная ускоренному развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни государства и общества.

Данное признание придает всем нам чувство гордости, вместе с тем возлагает большую ответственность и задачу всем субъектам мегапроекта под названием «Электронное правительство Узбекистана». Одним из основных субъектов реализации данного мегапроекта являются специализированные подразделения органов государственного и хозяйственного управления по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий в соответствующих сферах. Так, еще в 2012 году Постановлением главы государства была поставлена задача «…создать с 1 января 2013 года во всех министерствах и ведомствах, хозяйственных объединениях и крупных предприятиях специализированные структурные подразделения, ответственные за внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего формирование ведомственных информационных ресурсов и баз данных, организацию межведомственного обмена ими, оказание интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению».

Несмотря на то, что в текущем году специализированными структурными подразделениями министерств и ведомств была проделана большая работа, в будущем году предстоит осуществить более масштабные проекты, включенные в ведомственные целевые программы на 2017 год.

Таким образом, эти целевые программы состоят из мероприятий, которые охватывают весь спектр необходимых задач, а также характеризуют основные направления деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере внедрения и развития механизмов системы «Электронное правительство» в соответствующих сферах деятельности.

Совершенствование организационных аспектов деятельности специализированных структурных подразделений по внедрению и развитию ИКТ — одно из первичных направлений деятельности. Отсутствие или неукомплектованность специализированных структурных подразделений в ряде министерств и ведомств усложняют реализацию правительственных задач в данной сфере. В этой связи создание отделов внедрения и развития ИКТ в министерствах и ведомствах, в которых они отсутствуют, является первоочередной задачей путем проведения инвентаризации и выявления вакантных должностей.

Помимо этого, в ряде органов государственного и хозяйственного управления пользуются услугами IT-компаний на основе аутсорсинга. Однако, наличие ограничений допуска аутсорсинг-компаний к операционным и функциональным процессам усложняет процесс внедрения проектов. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос обязательного наличия отделов внедрения и развития ИКТ в министерствах и ведомствах помимо аутсорсинг-компаний.

Активное участие функциональных и операционных подразделений является центральным вопросом во внедрении механизмов системы «Электронное правительство» в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, так как целью внедрения механизмов реализации системы «Электронное правительство» является оптимизация и автоматизация административных и бизнес-процессов, а также перевод их на бесконтактную форму оказания услуг и выполнения задач именно функциональных и операционных подразделений.

Однако в ряде случаев все вопросы, связанные с внедрением системы «Электронное правительство», возложены на отдел/управление ИКТ, не имеющих полномочий быть вовлеченными к преобразованиям функциональных и операционных подразделений. В этой связи важной составляющей преобразований внутри министерств и ведомств является разработка ведомственных графиков проведения еженедельных рабочих совещаний под председательством ответственного руководителя, курирующего вопросы развития ИКТ, назначенного из числа руководства министерств и ведомств, а также контроль за своевременным и качественным выполнением правительственных решений. Финансирование внедрения и развития механизмов реализации системы «Электронное правительство» в деятельности органов государственного и хозяйственного управления требует гарантированные источники. В этой связи считается целесообразным в министерствах и ведомствах внедрить механизм формирования ведомственных аккумулированных фондов для финансирования проектов развития и внедрения ИКТ, а также предусмотреть внесение в бюджет министерств и ведомств средств, исходя из адресной программы развития и внедрения ИКТ.

Кадровое обеспечение отдела развития и внедрения ИКТ и повышение интеллектуального потенциала сотрудников являются одним из ключевых факторов в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах. Не зря говорится, что «кадры решают все». Одним из основных направлений ИКТ подразделений должна быть систематизированная работа по формированию кадрового резерва отдела развития и внедрения ИКТ. Высококвалифицированные IT-специалисты являются высокооплачиваемыми сотрудниками, которые не всем органам государственного и хозяйственного управления можно позволить себе нанимать. В связи с этим, подготовка собственных кадров, начиная со скамьи высших учебных заведений, является одним из эффективных и недорогих путей формирования собственного кадрового резерва.

Периодическое повышение квалификации сотрудников отдела ИКТ, а также обучение и повышение квалификации по программе «Тест по компьютерной грамотности» (KSBT — система сертификации компьютерной грамотности) всех сотрудников министерств и ведомств также является одним из важных направлений деятельности.

Считаем целесообразным создание ведомственных рабочих групп, инновационных идей в каждом органе государственного и хозяйственного управления. Данные группы формируются, с одной стороны, из числа студентов, магистрантов, докторантов, а также ведущих ученых высших учебных заведений, подготавливающих специалистов для соответствующих отраслей, научных сотрудников исследовательских институтов и мозговых центров. С другой стороны, в эти инновационные группы будут привлечены руководители административных подразделений министерств и ведомств. Основными задачами инновационных групп являются проведение кратко­срочных, прикладных научно-исследовательских работ по разработке и эффективному внедрению механизмов системы «Электронное правительство» в деятельность соответствующих министерств и ведомств.

Изучение международных индексов и рейтингов, специализированных по сфере деятельности министерства-ведомства, является еще одним из важнейших направлений деятельности. Занимаемое место в них Республики Узбекистан, анализ причин результата и разработка предложений даст возможность оптимизации и внесению корректив в дорожные карты министерств и ведомств. Информационно-аналитические документы и презентации, подготовленные на основе изучения характеристики эволюционного развития, практики, программ ближайшего и среднесрочного стратегического развития государств, вошедших в первую пятерку этих международных индексов и рейтингов, специализированных на сферу деятельности министерства-ведомства, положительно содействуют в принятии эффективных решений как во внедрении системы «Электронное правительство», так и в развитии соответствующих сфер деятельности органов государственного и хозяйственного управления.

Деятельность по повышению показателей рейтинговой оценки эффективности развития и внедрения ИКТ имеет постоянный характер. На основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2013 г. №355 «О мерах по внедрению системы оценки состояния развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан», Центр развития системы «Электронное правительство» ежеквартально направляет министерствам и ведомствам итоги мониторинга и оценку состояния развития информационно-коммуникационных технологий с указанием недостатков и рекомендаций. Отсутствие в некоторых министерствах и ведомствах системности корректировки осуществляемых мер, исходя из результатов мониторинга и оценки, снижает эффективность использования финансовых, материально-технических и человеческих, особенно временных, ресурсов.

В этой связи считаются необходимым разработка рабочего плана мероприятий по устранению недостатков, указанных в справках по результатам мониторинга оценки развития и внедрения ИКТ, а также усовершенствование внутриведомственных механизмов координации их реализации. Необходимо разработать критерии внутреннего мониторинга состояния внедрения ИКТ в структурных и территориальных подразделениях министерств и ведомств на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2013 года №355, а также оформление их в качестве нормативного документа.

Проведение инвентаризации нормативно-правовых документов является необходимым для обеспечения полноты легитимности деятельности министерств и ведомств. Перевод на бесконтактное оказание государственных и отраслевых услуг требует коренным образом пересмотреть действующие регламенты и положения их оказания, а также принципы и подходы к подготовке регламентов. Интересы и условия потребителей, а не органов государственного и хозяйственного управления должны быть первичными в установлении условий в регламентах оказания государственных и отраслевых услуг. К сожалению, имеется ряд нормативно-правовых актов, который превращен в бюрократическую преграду из-за сложности административных процедур оказания государственных и отраслевых услуг. В этой связи считается целесообразным проведение мер по инвентаризации нормативно-правовых документов министерств и ведомств, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые документы в целях обеспечения соответствия действующему законодательству, исходя из новых условий и тенденций внедрения и развития системы «Электронное правительство».

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 мая 2015 г. №120 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг и межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и иных организаций» поставлена задача «…провести инвентаризацию и регламентацию всех оказываемых государственных услуг, а также используемых форм и бланков, с последующим включением их в Единый реестр государственных услуг, форм и бланков. По результатам инвентаризации разработать и утвердить планы мероприятий и сетевые графики по созданию и формированию ведомственных баз данных, требуемых для оказания государственных услуг».

Исходя из принципов оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных и отраслевых услуг, необходимо активизировать работу по:

  • разработке усовершенствованных новых регламентов и регистрации их в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
  • совершенствованию форм и бланков, используемых в рамках государственных и отраслевых услуг, их унификации и закреплении уникальных идентификационных кодов;
  • подготовке пакета документов сведений и внесению их в Единый реестр отраслевых услуг;
  • определению стоимости и ценности оказания государственных и отраслевых услуг с целью определения отправной точки оптимизации операционных и функциональных процессов.

Перевод реестров в электронную форму также является одним из направлений в данной сфере. Перед министерствами и ведомствами стоит задача сформировать полный перечень административных и бизнес-процессов, в которых ведутся любые виды реестров, списков и журналов регистрации для дальнейшего перевода в электронную форму имеющихся реестров и журналов регистрации. Следовательно, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в порядок делопроизводства.

Проведение инвентаризации министерств, ведомств, предприятий и организаций в рамках межведомственного взаимодействия по оказанию государственных и отраслевых услуг является отправной точкой обеспечения межведомственного взаимодействия. Поэтому необходимо сформировать перечень государственных и отраслевых услуг, требующих межведомственного взаимодействия, из общего перечня государственных и отраслевых услуг по результатам проведенной инвентаризации, активизировать разработку регламентов межведомственного взаимодействия по оказанию государственных и отрас­левых услуг, требующих межведомственного взаимодействия, с учетом оптимизации административных процессов.

На основании Указа Первого Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года №УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» были созданы на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». Еще одним из направлений министерств и ведомств является поэтапное внедрение государственных услуг в центры «одно окно». Для этого необходимо организовать работу по формированию пакета документов и поэтапному внедрению всех государственных и отраслевых услуг в центры «одно окно». Следовательно, необходима разработка программного обеспечения для этих государственных и отраслевых услуг в центры «одно окно» и сетевого графика внедрения.

Создание специализированных информационных систем, ресурсов и баз данных. Данное направление деятельности требует предварительного определения актуальности государственных и отраслевых услуг, сформированных по результатам инвентаризации. Затем предстоит разработка технических требований для 30% функциональных и операционных процессов от общего перечня государственных и отраслевых услуг для дальнейшей оптимизации и автоматизации этих процессов. Эти работы обязательно должны проводиться по разработанным сетевым графикам соответствующих информационных систем.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2016 г. №184 «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг» государственным органам и иным организациям, оказывающим электронные государственные услуги, поставлена задача обеспечить проведение анализа основных причин возникновения бюрократических барьеров, высоких временных и финансовых издержек при оказании электронных государственных услуг, а также ведение на постоянной основе строгого контроля за качественной реализацией мероприятий по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг.

В этой связи работы, связанные с оптимизацией всех административных и операционных процессов государственных и отраслевых услуг, перевод их в интерактивную форму, повышение зрелости интерактивных услуг, являются важным направлением деятельности министерств и ведомств и должны осуществляться по разработанному и утвержденному графику с указанием сроков.

Необходимо отметить, что со стороны Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан создана возможность финансирования проектов органов государственного и хозяйственного управления за счет средств Фонда развития ИКТ путем формирования и внесения государственного заказа в Фонд развития ИКТ.

Участие в расширении базы данных портала открытых данных также является одним из направлений органов государственного и хозяйственного управления. Работа в этом направлении состоит из размещения утвержденного набора данных на портале открытых данных в установленные сроки и их периодическое обновление. Вместе с этим, ежеквартальное формирование новых открытых данных для размещения на портале открытых данных (во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2015 года №232 «О мерах по дальнейшему совершенствованию правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления открытых данных»).

Развитие и внедрение ИКТ и механизмов развития системы «Электронное правительство» в региональных и подведомственных организациях является актуальным вопросом сегодняшнего дня, стоящим перед министерствами и ведомствами. Считаем целесообразным принятие приказа органа государственного управления о создании рабочей группы по изучению состояния внедрения ИКТ в региональных и подведомственных управлениях, на предприятиях и в организациях. Необходимо проведение изучения состояния внедрения ИКТ в региональных и подведомственных управлениях, на предприятиях и в организациях. Целесообразно ежеквартальное проведение мониторинга состояния внедрения и развития ИКТ в региональных и подведомственных организациях (до проведения мониторинга оценки со стороны Центра развития системы «Электронное правительство»), а также введение в практику внесения в повестку дня коллегиальных заседаний результатов мониторинга, их обсуждение, принятие соответствующих решений и планов работ.

Актуален также вопрос разработки и утверждения программы краткосрочного стратегического развития на 2017–2020 годы в центральном аппарате министерств и ведомств, региональных и подведомственных управлениях, на предприятиях и в организациях по результатам проведенных изучений в целях внедрения и дальнейшего развития ИКТ.

В данной программе должно учитываться формирование полного перечня информационных систем, необходимых для оптимизации и автоматизации административных и операционных процессов всех государственных услуг, выявленных при инвентаризации, а также утверждение сетевого графика разработки технического требования информационных систем, необходимых для оптимизации и автоматизации административных и операционных процессов. Разработка и утверждение графика подготовки статей, радио- и телепередач, освещающих состояние и перспективы развития ИКТ в центральном аппарате, региональных и подведомственных управлениях, на предприятиях и в организациях министерств и ведомств, также является немаловажной частью деятельности. Также разработка социальной рекламы в целях популяризации интерактивных услуг, трансляция через центральные и местные теле- и радиоэфиры, а также социальные сети дают положительный эффект в масштабировании пользования созданных нами интерактивных услуг.

В конце текущего года нам предстоит подытожить наши достижения, упущенные возможности, а также сформулировать четкое видение нашей деятельности и планов по внедрению и развитию ИКТ и механизмов системы «Электронное правительство» в деятельности органов государственного и хозяйственного управления на следующий год.

Автор: И. Насруллаев, начальник департамента по координации деятельности специализированных структурных подразделений ГУ Центр развития системы «Электронное правительство»

Источник информации: infocom.uz

ОНЛАЙН ПОСЕТИТЕЛИ

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Основные проекты